Вниз через снега и перевалы

Онлайн чтение книги Тропою архаров

Была осень. На фоне мокрых скал и серого аспидного неба, как гигантские свечи, ярким желтым пламенем горели осенние тополя. Темные тучи, густые и тяжелые, переполненные водой, медленно ползли над ущельем. Дождь то переставал, то начинался снова.

Крутые скальные склоны гор над Хорогом, летом украшенные красивыми бордюрами и пятнами зелени, сейчас были совершенно темные, почти черные, и когда тучи чуть приподнимались, вместо зеЛени по карнизам и трещинам скал становились видны белые прожилки свежевыпавшего снега. Эти полоски и пятна снега, внизу лежащие только по Щелкам и карнизам, вверху переходили в сплошную белую пелену. Кран этой белой пелены, закрывшей вершины гор, ' день ото дня все опускался.

Зима приближалась, она подходила вплотную.

В равнинах приближение зимы не так заметно: мы чувствуем его по усилению ночных заморозков, по увяданию и опаданию листьев, по хрусту тонкого ледка под ногой, по легкой бодрости во всем теле, охваченном осенним холодком. Но в горах приближение зимы просто видно.

В горах зима всегда приходит сверху. Еще летом, в июльскую жару мы видим, как притаилась она по вершинам гор в ледниках и фирнах, как с первыми похолоданиями осени, после каждого ненастного дня, спускается она вместе со снегом все ниже по горным склонам. Она то отступает вверх в ясные дни, то вновь сползает вместе с новым ненастьем, пока не придет к нам в долины, закрыв снегом все хребты до самых подножий.

Итак, приближалась зима.

Все, что было нам поручено, мы сделали. Мы нашли и обследовали много новых земельных массивов, которые можно было освоить, мы изыскали трассы каналов, по которым на эти массивы можно провести воду. Теперь нужно было как можно скорее попасть в Сталинабад и там представить наши проекты. На одном из важных объектов работу следовало начинать немедленно. Мы купили билеты на самолет и ждали. Как только придет самолет, мы через два часа будем в Сталинабаде. Но самолет не приходил – стояла сплошная, непробиваемая облачность.

Под почти непрерывным дождем мы слонялись по холодному, неуютному Хорогу, по его главной и единственной улице, по лужам, наполненным яркими желтыми листьями осыпающихся тополей. Нам было решительно нечего делать и некуда приткнуться. Нас пускали ночевать в одно из учреждений, где до позднего вечера высиживали какие-то не в меру трудолюбивые проектировщики и бухгалтеры. Но в восемь часов утра нас выгоняли, очевидно, опасаясь, что мы своим бездельем деморализуем этих примерных тружеников. Это, по-видимому, было совершенно правильно, но нам решительно не нравилось.

Хорог – столица Горно-Бадахшанской автономной области- своеобразный город, вытянутый по правому берегу реки Гунт, текущей в глубоком ущелье. Весь город фактически состоит из двух рядов домов, расположенных по обеим сторонам чудесной аллеи пирамидальных тополей. Задние дворы одного ряда оканчиваются над обрывом, под которым в пене и брызгах несет свои осенние светлые воды стремительный Гунт, а дворы другого ряда упираются в скалы и осыпи. Только в последние послевоенные годы Хорог стал расти в ширину и занял оба берега Гунта.

Этот маленький областной город, выросший за послереволюционные годы из заброшенного кишлака, имеет и школы, и техникумы, и кино, и удобную больницу, и прекрасный городской сад. В хорошую летнюю погоду это одно из самых красивых мест в Советском Союзе. Но под дождем, в осеннюю слякоть, когда мы только и думали о том, как бы поскорее уехать, Хорог не вызывал никаких теплых чувств.

Прошел день, другой, третий, тучи не поднимались, нижняя граница снега по склонам гор все опускалась. Со дня на день следовало ждать закрытия перевалов и прекращения движения по Памирскому тракту, а самолета все не было. Чтобы спуститься вниз из Хорога в Фергану или к Сталинабаду, требуется двадцать дней караванного пути по горной тропе, два-три дня на машине по тракту или два часа по воздуху на самолете. Но когда пробьется сюда самолет, было совершенно неизвестно. Дорога из-за ранней зимы могла закрыться каждую минуту, поэтому я, предоставив другим ожидать самолета, четвертого ноября вскочил в последнюю машину, уходящую из Хорога по Памирскому тракту вниз в Ош, и уехал.

В машине я оказался не один. Кроме меня, в ней двигался в Ош заместитель начальника одной геологической экспедиции Василий Васильевич – человек необычайной общительности и первоклассный рассказчик. Вел машину водитель высшего класса Вася Кисин.

Кроме того, в кузове машины находился главбух из той же экспедиции, что и Василий Васильевич, и его жена, две пустые бочки из-под бензина и несколько старых брезентов.

Вася Кисин вел машину, Василий Васильевич рассказывал, я слушал и глядел по сторонам, бочки гремели, бухгалтер и его жена жаловались на плохую жизнь, дикость гор и недостаточное количество полевых, которые они получали.

Во второй половине дня наша машина шла полным ходом вверх по долине Гунта. Справа и слева уходили вверх, теряясь в низко плывущих облаках, крутые скальные склоны хребтов.

Унылы склоны гор над Гунтом поздней осенью. Только яркие пятна темно-красных бухарских гречишников в верхней части склонов оживляли темно-бурые тона пейзажа. Да внизу вдоль реки, где непрерывной полосой шли заросли прибрежного – тугайного – леса и кустарника, еще сохранились золотисто-желтые тополевые рощи, шиповники, осыпающие свои багрово-бурые листья, ярко-оранжевые ветви облепих, сплошь обсыпанных ягодами, да светло-желтые березки.

Машина проносилась то среди зарослей тугаев, то по узкому скальному карнизу над быстрым Гунтом, то громко трубила, пролетая через небольшие кишлаки. Долина Гунта – прекрасная иллюстрация необыкновенного трудолюбия местного таджикского населения. По всем некрутым склонам, по всем конусам выноса видны сотни и тысячи больших и маленьких искусственных террасок; некоторые из них имеют всего десять-пятнадцать квадратных метров площади. Вся нижняя часть гор превращена в сплошную лестницу, где на каждой ступени создано маленькое плоское поле. Но каких титанических усилий стоило сделать эту лестницу из каменистого склона. По крутым скальным откосам проведены оросительные каналы, которые по желобам перепрыгивают через узкие щели, по высоким насыпям переходят через широкие овраги.

Наша машина уже в темноте подошла на заправку в верховьях Гунта, и здесь нас постиг страшный удар.

– Бензина нет! – ясно и коротко сказал заправщик и равнодушно отвернулся.

Вася так и застыл. Его лицо изображало полное недоумение и скорбь, а в растопыренных руках болтались бесполезные ведро и воронка. Мы долго стояли молча. Из-за темного гребня сквозь рваные тучи показалась луна. Воздух был холоден, и на окружающих склонах блестел снег. Дело было дрянь, задержка грозила тяжелыми последствиями, мы рисковали застрять надолго, и перевалы могли закрыться. В мрачном молчании поплелись мы искать теплый угол на ночь. Только один Василий Васильевич не унывал, он сказал, что все отлично и что очень хорошо, что можно отдохнуть.

Наше мрачное настроение не прошло даже тогда, когда мы кое-как устроились в тепле и поужинали и когда Василий Васильевич принялся за свои рассказы.

В этот раз Василий Васильевич рассказывал нам о том, как он был председателем тройки по борьбе с беспризорниками; о том, как он их ловил, а они сопротивлялись. При этом он засучивал рукава и показывал шрамы от основательных укусов. Затем он рассказал, как он их агитировал вступить на путь труда, и что во время этой пламенной речи беспризорники сперли у него портфель и портсигар; как он им читал лекцию о вреде курения, а потом отобрал у них табак и папиросы. И о том, как они после этого объявили забастовку и сбежали на крышу, и чуть не все пожарные части Москвы бились, чтобы спустить их оттуда.

Затем он сообщил, что из этих беспризорников вышли хорошие люди, и назвал несколько широко известных фамилий. При этом он пускал слезу и совал нам в нос часы с трогательной надписью.

Казалось бы, запас рассказов у Василия Васильевича должен был когда-то истощиться, но мы просидели в Джеландах четыре дня, пока к нам не прорвались бензовозы, а его готовность вспоминать самые различные происшествия не уменьшалась, а прибывала день ото дня.

В поселке Джеланды, где мы сидели, стояла поздняя осень, переходящая в зиму, по утрам даже просто зима. Днем, когда всходило солнце, снег, выпавший за ночь, быстро таял и испарялся, и пока светило солнце, было даже тепло. Но достаточно было небольшому облачку закрыть солнце, как мгновенно начинало морозить, ветер становился пронзительно холодным и над теплым источником, протекавшим рядом с поселком, поднималось целое облако.

Когда, наконец, после четырехдневного голодания мотор нашей машины получил питание, ожил и мы начали подъем на перевал Койтезек, кругом уже было много снега.

На Памире, в который мы вступили за перевалом Койтезек, зима наступила окончательно и бесповоротно. Морозный ветер гнал поземку и обжигал лицо, колеса машины прокладывали свежую колею в неглубоком нетронутом слое снега. На широких просторах памирских долин не было заметно никаких признаков жизни. Только сквозь встречную метель у подножий склонов курились дымки над юртами аула Тогаркаты, да на замерзшем высокогорном лужке суетились огромные мохнатые яки. Они не замечали холода и метели, они играли, гонялись друг за другом, бодались.

В Мургаб – районный центр – мы приехали ночью. Но, несмотря на усталость, спать нам не пришлось. Василий Васильевич рассказывал.

На этот раз дело шло о делах юности, каких-то совершенно невероятных случаях. Например, когда-то давно, еще до революции, будучи студентом, он изводил по телефону неизвестных ему людей, фамилии которых он нашел в телефонной книге.

Каждый день он звонил к человеку по фамилии Собакин и спрашивал дома ли Лесина, а затем звонил к Песиной и просил позвать Собакина.

Его ругали, проклинали, а он все звонил. Но началась война, потом революция, он попал на фронт, затем в Красную Армию и вернулся в Ленинград уже только через десять лет, в 1924 году.

Как-то раз сидел он вечером в гостинице и скучал. Вдруг в памяти всплыл номер телефона Собакина. Он позвонил, его соединили, и он попросил позвать к телефону Лесину. Затем было долгое молчание, и, наконец, какой-то дрожащий от злости голос произнес:

– Значит ты жив еще, сволочь!!!

Таких рассказов у него были тысячи.

На следующее утро выяснилось, что перевал Кзыларт, отделяющий Памир от Алайской долины, как и сама долина, завален снегом и дорога закрыта. Но, чтобы выручить машины, застрявшие на Памире, и завезти недостающие на зиму товары, в Оше сформирована спасательная колонна, которая, расчищая дорогу, движется сюда.

«Военный совет» экипажа нашей машины решил двигаться навстречу колонне. Мы надеялись пробиться до Алая и проскочить через Алайскую долину, как только спасатели прочистят дорогу.

Итак, к вечеру мы тронулись вперед по тракту. Как оказалось, другие машины предпочли ждать в Мургабе.

Унылые, запорошенные снегом, в холоде глубокой ночи стояли горы. Начинался подъем на самый высокий перевал Памира – Акбайтал ( 4700 метров ). Протяжно гудя и проминая дорогу в снегу, толщина которого все увеличивалась, мы медленно вползали на подъем. Я залез вместе с полушубком в спальный мешок и смотрел на звездное небо, на темные силуэты гор справа и слева от дороги. Было очень холодно, я никак не мог найти такого положения, чтобы согреться. Ноги, одетые только в одну пару шерстяных чулок, время от времени я переставал ощущать. Приходилось, задыхаясь от недостатка воздуха, изгибаться в мешке, подтягивать ноги и оттирать пальцы, пока они не начинали отходить. Было и холодно, и скучно, и мучительно хотелось въехать скорей на перевал. Но на последнем повороте под самым перевалом мотор заглох. Наступила тишина.

Я лежал, не поднимаясь, решив, что это просто очередная починка. По доносившимся звукам я понял, что Вася выскочил из кабины и подкладывал камни под колеса, затем поднял капот и пытался подсасывать. Потом я слышал, как он ключом начал стучать по баку, как вытащил ведро. Затем раздалась страшная ругань, за ней – стук ключа, со злостью брошенного в ведро, и, наконец, звук ведра, с силой брошенного на дорогу. Кончился бензин. Мы или пережгли слишком много при подъеме, или мотор был плохо отрегулирован и много расходовал.

На большой высоте плохо спится; в какой-то полудремоте провели мы следующие три часа. Вася ушел на заправку, а мы ждали его. Не хотелось думать о несчастном Васе, который должен был спуститься с перевала и пройти километров восемь. Это было еще ничего, но дорога назад на тридцатиградусном морозе с ведром обжигающего бензина в руках и подъем на пятьсот метров до высоты перевала были похуже. Тут было нечему завидовать.

Вася вернулся удивительно быстро. Я проснулся оттого, что мотор работал, он был достаточно хорошо укутан и не успел остыть.

Мы снова ехали, потом начался спуск, машина развивала все большую скорость, а когда чувствовалось, что скорость переходит всякие границы, скрипели тормоза, шуршал щебень под колесами, и машина задерживала свой бег.

Заправка у реки Музкол. Музкол – река причудливая. Осенью, когда она начинает замерзать, большое количество ключей, выходящих в разных местах в русле, в склонах, не дают ей промерзнуть совсем. Река замерзает только с поверхности, но из глубины бьют ключи, идет новая вода и намерзает сверху. Непрерывное накопление льда продолжается всю зиму. К весне дно реки закрывает огромная наледь. Она такая большая, что кажется ледником.

По музкольской щели с воплем летел ветер, неся снег, смешанный с песком и пылью. Было два часа ночи. Зверски- холодно; измученный Вася загнал машину задом на высокий склон (чтобы легче было заводить ее завтра), обругал карбюратор, Памир, погоду и всех нас и заявил, что дальше ехать невозможно,

Василий Васильевич заметил, что это очень хорошо. Бухгалтер сказал, что только сумасшедшие люди могут работать в таких условиях при такой ничтожной полевой нагрузке. Жена его молчала, она только слегка кряхтела, когда мы все втроем вытаскивали ее из спального мешка.

В домике заправки летом жил заправщик с женой. Я не думаю, чтобы ему было удобно или просторно, площадь домика вряд ли больше десяти квадратных метров, но возле стояло несколько машин, шоферы и пассажиры которых скопились сейчас в домике. Было тепло и тесно.

На полу стояла своеобразная печка – керосиновый бак с дверкой и жестяной трубой. Возле находилось ведро с бензином, смешанным с маслом, и тут же лежала куча обгорелых консервных банок. Как только огонь в печке стихал, кто-нибудь из присутствующих зачерпывал банку бензина с маслом, отворял дверцу печи и швырял ее внутрь. Мгновенно весь бак раздувался, его вогнутые бока выпячивались и дрожали, казалось, еще минута, и он взорвется, но понемногу шум затихал, и в печке гудело ровное пламя. Когда все банки кончаются, их снова выгребают из печи, и все начинается сначала.

На единственном топчане лежал заправщик, а кругом, заняв все пространство, сидели полулежа и лежали люди. Мы стояли на пороге, не зная куда ступить. Сперва показалось, что места нет и мы так и будем стоять до утра, потом мы начали к чему-то прислоняться. Затем я с удивлением увидел, что Вася сполз по стене на кого-то, лежащего на полу. Он уже спал. Это было мое последнее впечатление; по-видимому, через минуту меня постигла судьба Васи.

Мы проснулись поздно. Был слепящее яркий день. Музкольская долина сверкала белыми приснеженными склонами, горели, переливаясь, бугры свежеобразующейся наледи, блестели ледяные вершины гор. Все машины ушли в Мургаб. Они возвращались. Доехав накануне до Кзыларта и увидев свежие наметы снега, они решили вернуться и ждать спасателей. А мы твердо решили пробиваться. У нас было много самомнения, было продовольствие дня на три и две лопаты. Мы узнали, что у выхода в Алайскую долину скопилось несколько машин, ожидающих, когда спасатели расчистят дорогу. Решили присоединиться к ним. Это все же было лучше, чем сидеть и ждать. Мы набрали бензин в баки и в бочки, куда только могли, и тронулись.

Выехали мы поздно, и когда скатились в долину Маркансу, солнце лежало уже между зубцами Заалайского хребта. Вдоль бесконечных галечников по Маркансу медленно шли пылевые смерчи. Склоны Кзыларта, по которым поднималась дорога, были покрыты длинными, широкими белыми полосами. Когда мы подъехали к первому сугробу, пересекающему дорогу, солнце зашло. В наступивших сумерках мы с Васей осмотрели снеговые наметы и взялись за лопаты.

Василий Васильевич вышел из машины и тоже присоединился к нам. Помогать он сильно не мог – ему было гораздо больше лет, чем нам с Васькой вместе. Но он был с нами, и если не мог копать на такой высоте, то просто стоял рядом, подбадривая нас. Бухгалтер сказал, что мы герои, но что у него порок сердца, и залез с головой в мешок. Его жена молчала.

Над нами в последних закатных лучах солнца вставали скалы Кзыларта [5]Кзыларт – Красный перевал. . Вишнево-красные в белом снегу, они были удивительно мрачные и торжественные.

Это была очень трудная ночь. Мы то копали снег, поминутно останавливаясь, совершенно задыхаясь, то оттирали терявшие чувствительность пальцы – мороз был за 30 градусов, то в совершенном изнеможении, отстегнув капот, ложились грудью на раскаленный корпус мотора. Машина стояла, светя нам своими фарами, или отходила и вновь билась в сугробах, на подложенных брезентах, затем снова с разбега бросалась вперед. За эту ночь мы сожгли сто сорок килограммов горючего и продвинулись на два километра.

Это была одна из самых длинных ночей в моей жизни. Поздно поднявшееся над горами солнце осветило нашу машину в то время, когда до перевала оставалось около километра. Перед нами, блистая нетронутой белизной, лежал последний снежный намет шириной в 50-70 метров; сзади почти на два километра простиралась полоса распаханного, развороченного нами снега.

Солнце несколько обогрело нас и подбодрило. Несмотря на середину ноября, днем, когда грело солнце и не было ветра, становилось просто тепло. Мы с Васей дошли до полного изнеможения. Василий Васильевич нас несколько раз будил, потому что мы с Васькой засыпали прямо на снегу.

Василий Васильевич стоял над нами и твердил: «Не спите, ребята, не спите», «еще капельку, еще малость!». Но мы, что называется, «дошли». Главбух несколько раз высовывал голову из мешка, приподнимался над бортом машины и говорил: «Вы, товарищи, герои». Мы не отвечали, мы злились на него.

Насилу-то мы добрались до перевала.

По другую сторону перевала, несмотря на наметы снега, ехать было гораздо легче, мы уже не копали снег, не волокли бесконечного брезента, подкладывая и подкладывая его под буксующие колеса, мы просто таранили снег колесами или пятились назад и с размаху пробивали еще кусок пути под гору. За перевалом над дорогой стояла небольшая казарма для рабочих-дорожников. Нам было видно, что там скопились машины. Они, очевидно, стояли уже несколько дней, загороженные сугробами сверху и снизу. В этот день мы спустились до машин, до людей, до казармы и остановились.

Вечером наши устроились в помещении, а я остался ночевать в кузове машины; стояла удивительная тишина, синели покрытые снегом горы, пока синева не перешла в черноту и все не исчезло. Спать в кузове было плохо и холодно. Спальный мешок совершенно износился и почти не грел. Несколько раз я просыпался, оттого что у меня совсем замерзали ноги; я подолгу их отогревал и оттирал.

Утром снежные гребни были озарены радостным и ясным, чуть розоватым светом, и, казалось, что там, где так светло, не может быть холодно, не то, что у нас в долине, где все погружено в какую-то таинственную синеватую морозную тень. Потребовалось значительное напряжение воли, чтобы вылезти из мешка.

Отсюда, от казармы до выхода в Алайскую долину, нужно было спуститься еще километров пятнадцать. Решили начать спуск, не ожидая спасателей, и, по возможности, встретить колонну у начала Алайской долины.

Солнце поздно появлялось на дне Бордабинской щели, по которой мы спускались в Алайскую долину. Окружающие горы, то красные, то нежно-зеленые, были покрыты сплошным снеговым покровом, кое-где прорванным острыми зубчатыми скалами.

В этот день, когда солнце осветило долину, мы уже с лопатами в руках пробивали дорогу вниз. Мы расчистили почти километр дороги, и только тогда машины догнали нас. Целый день мы непрерывно шли вниз, но чем дальше, тем глубже становились снеговые наметы. Наконец, они слились в один сплошной сугроб, который становился все толще. За этот день мы прошли вниз километра четыре.

Опять ночь. Часть населения нашей колонны ушла обратно устраиваться на ночлег. Но мы натянули над кузовом брезент, а посередине положили железный лист, на котором жгли костер. Ночь длинна, под брезентом тепло. Василий Васильевич рассказывает. Главбух варит чай, разливает и раздает. Сегодня мы твердо сказали главбуху, чтобы он вылезал из мешка, варил обед и кипятил чай. Он не посмел возражать.

Команда нашей машины пополнилась, к нам присоединилась жена одного начальника погранзаставы с малышом. Юный потомок пограничной семьи, по-видимому, имел все возможности закалиться и быть застрахованным от простуды на всю жизнь, если ему удастся пережить эту свою первую поездку. Особенно трудно было организовать перепеленывание на таком морозе, но мы сделали в углу машины некоторое подобие палатки, где можно было развернуть ребенка без риска немедленно простудить его.

Еще день, еще три километра, опять ночевка в кузове. Плохо становилось с питанием, консервы кончились. Мы пытались пробиться как можно дальше навстречу спасателям, находящимся еще где-то далеко. Там шли мощные тракторы-снегоочистители, десятки, даже сотни машин, дорожные рабочие. Надо проскочить по проложенной ими дороге через Алай прежде, чем ветер снова занесет ее.

Прошел второй день, третий, четвертый. На пятый день мы вышли из-за последнего поворота. Наконец, перед нами открылся Алай – огромная долина и засыпанный снегом Алайский хребет.

У нас уже почти кончилось все продовольствие. Оставалось еще сырое мясо, мы скоблили его ножом, насыпали эти стружки на хлеб, солили и ели. Чай, который мы пили, был на 30 процентов из бензина.

Пятый день. Мы все ползем вдоль склона, то расчищая, то тараня сугробы. Рядом с нашей заметенной дорогой внизу идет галечник, местами совершенно лишенный снега. Этот путь ненадежен, неизвестно, чем он кончается и можно ли потом выбраться с него на дорогу. Но соблазн слишком велик, и вот водитель почтенного автобуса, видимо, достаточно долго возившего пассажиров и сейчас сильно потрепанного и потерявшего все свои стекла, решается: он резко сворачивает с дороги вниз по склону. Облако снега вздымается над ним, минуту он бешено дрожит, буксует в снегу, но вот колеса упираются в щебень, и с торжествующим гудением автобус выезжает на чистый галечник и исчезает впереди за поворотом.

С завистью, но с некоторым сомнением мы провожаем его глазами. В автобусе три пассажира – водитель, его баран и наш Василий Васильевич. Василий Васильевич сидит рядом с шофером, и глаза его горят торжеством. Он даже, кажется, подбоченился. К середине дня мы догоняем автобус и к вечеру уходим километра на два дальше. Автобус безнадежно застрял в сугробах за триста метров от дороги. К вечеру шофер автобуса пришел к нам и ночевал с нами. Но Василий Васильевич остался ночевать в автобусе ' вместе с бараном.

Утром я был разбужен очень рано, меня тормошил бледный и трясущийся Василий Васильевич. Ему, по-видимому, было совершенно необходимо поделиться теми ужасами, которые он пережил. Он был не только бледен, он был прямо синий и его буквально трясло, у него прыгали руки и лязгали челюсти.

– Нет, ты понимаешь… Нет, ты не понимаешь! Это же дикие штуки! – все никак не мог втолковать он мне, что с ним произошло.

Я решил пойти с ним к автобусу, где он ночевал. По дороге Василий Васильевич рассказал мне, что он заснул в спальном мешке в кузове автобуса. Разбудил его баран, привязанный рядом. Он отчего-то метался и буквально отплясывал на Василии Васильевиче. С трудом приподнявшись в мешке, Василий Васильевич через выбитое окно автобуса увидел причину нервозности барана: это были волки. Они находились недалеко от автобуса, и их было более десятка. Поначалу крики и стук, производимый Василием Васильевичем разными металлическими предметами, испугали волков. Но, по-видимому, это были неглупые волки; увидев, что за криками и стуком ничего не следует, они стали вновь приближаться. Тут настала очередь Василия Васильевича пугаться. Автобус без стекол, погруженный по самые окна в сугроб, представлял малонадежную защиту. Василий Васильевич стал зажигать бумагу и бросать ее из окон, но волки не уходили, да и бумага в сумке скоро кончилась, а жечь больше было нечего. Наконец, Василий Васильевич с большим трудом захватил барана и выскочил из одних дверей автобуса, чтобы вскочить в другие двери, ведущие в кабинку шофера, отделенную стенкой от кузова. Но вытащить барана из автобуса наружу Василию Васильевичу было крайне трудно, ибо баран был уверен, что его выводят на съедение волкам, и изо всех сил упирался. Кое-как, волоком баран был водворен в кабину. Туда же взобрался и сам Василий Васильевич. И тут, в кабине, под защитой фанерок, заменявших боковые стекла, и толстого ветрового стекла провели они оба время до утра, пока волки, заслыша издали шум моторов наших машин, начали удаляться. По рассказам Василия Васильевича наиболее смелые волки даже пытались взбираться на радиатор. «Когда доходило дело до этого, я. открывал огонь и многих ранил»,- с гордостью закончил свой рассказ Василий Васильевич и показал мне свой длиннущий пистолет. Многочисленные следы волков вокруг автобуса свидетельствовали о правдивости рассказа; сднако заметных царапин на радиаторе, так же, как и следов крови, не было.

Захватив барана и вещи Василия Васильевича, мы вернулись к нашей колонне. Там уже шла работа. Люди устали, люди были голодны. Сказывались недосыпание и непрерывная снегоочистительная работа. Мы едва двигались. Сегодня утром с проходившим нарядом пограничников удалось отправить жену начальника заставы с малышом. А спасателей все не было. Наконец, когда солнце поднялось уже высоко, на белой глади Алайской долины мы увидели движущуюся колонну. Часа через два стало слышно гудение моторов, а в сумерки лучи фар пересекли поперек всю огромную долину.

Нам шли на выручку, тяжкое гудение заполнило воздух, полотнища света плясали по всей долине. Шли тракторы со снегоочистителями, шли бензоцистерны.

Измученные и голодные, усталые, с помороженными лицами, с глазами, воспаленными от ветра и недосыпания, с руками, которые от грязи и непрерывной работы на морозе распухли и превратились в какие-то грабли, уже в бездействии мы только смотрели на приближающихся спасателей.

Тяжко грохоча, разбегаясь и снова наступая, все приближались к нам тяжелые снегоочистители. Нам нужно было, как только подойдут машины, не теряя ни минуты, по расчищенной дороге проскочить Алайскую долину. Ведь достаточно хорошего ветерка, и за пятнадцать минут дорога снова исчезнет.

Мы с беспокойством присматривались к погоде, но ночь была тихой.

Это удивительное счастье, что всю ночь было тихо и дорогу не успело замести. К утру приехали в Ош.

Над Ошем в ясное небо поднимались осенние голые ветви пирамидальных тополей и столбы дыма топящихся печей, а там вдали голубыми силуэтами на самом горизонте едва проступали заснеженные склоны далекого Алайского хребта. И когда, вымывшись в бане, переодевшись и хорошо поев, мы с Василием Васильевичем вышли на улицу, он долго всматривался в теряющиеся контуры гор и задумчиво сказал:

– Намучились мы как следует, но, знаете, мне, кажется, скоро опять захочется туда, обратно.